
Телефонные мошенники хорошо обучены, имеют навыки социальной инженерии, умеют манипулировать и вызывать доверие. Люди попадаются на их уловки независимо от возраста, образования, социального статуса, жизненного опыта и дохода. Считать, что на уловки мошенников попадаются только слабые и беспечные люди без критического мышления, — ошибка.
Статистика Центробанка показывает, что больше всего мошенников интересуют россияне в возрасте от 25 до 64 лет — то есть те, кто экономически активен, имеет собственный доход и доступ к банковским сервисам.
Женщин обманывают немного чаще мужчин: 52,6 процента против 47,4. А вот горожане становятся жертвами мошенников примерно в три раза чаще, чем сельские жители: 74,4 процента против 25,6. При этом доля жертв со средним достатком — 46,2 процента. Именно они — основная цель мошенников.
Преступники связываются с жертвой по телефону, в мессенджерах, через соцсети и электронную почту. Звонки и СМС-сообщения на телефон остаются любимым способом мошенничества: на них приходится почти половина всех атак. Следующий излюбленный метод — мессенджеры.
В диалоге жертву любыми способами пытаются убедить перевести деньги. Например, могут представиться сотрудником оператора связи, почты или полиции — и начнут убеждать как можно быстрее вывести деньги на другой счет, якобы для безопасности и защиты.
Преступники используют социальную инженерию — втираются в доверие ради получения информации: персональных и финансовых данных, которые откроют им доступ к деньгам. Для этого они придумывают подчас самые неожиданные сценарии, подключают технологии и методы психологического давления.
Например, среди распространенных схем телефонного мошенничества эксперты выделили следующие.
Неожиданные выплаты. Сообщают, что вам нужно получить подарок или деньги. Но для этого придется сообщить данные карты, личных документов и СМС-код с телефона. Пожилых людей так могут обманывать с «выплатами» на День Победы.
Родители в беде. Под видом полиции или ФСБ звонят подросткам и говорят, что их родителям грозит уголовное дело из-за незадекларированных доходов или перевода денег в другую страну. Убеждают провести «видеообыск» — то есть показать на камеру все ценности и деньги, которые есть дома. Затем убеждают подростка передать их курьеру для «декларации».
Кража через NFC. Представляются сотрудником банка или госорганов и предупреждают, что мошенники получили доступ к вашему личному кабинету на «Госуслугах» или банковскому счету. Предлагают установить приложение, которое якобы позволит защитить деньги. Затем убеждают приложить банковскую карту к NFC (технология для бесконтактной оплаты) на задней части телефона и ввести пин-код. Мошенническое приложение через NFC крадет данные карты, чтобы потом воспроизвести их на другом терминале и снять с его помощью деньги в банкомате.
Допуск к сессии и экзаменам. Перед сессией студентам звонят якобы из деканата. Говорят, что нужно зарегистрироваться на образовательном портале, иначе к экзаменам не допустят. Сайт — поддельный. При регистрации студенту приходит одноразовый код, который требуется продиктовать мошенникам. На самом деле это код от «Госуслуг». Так взламывают личный кабинет, чтобы взять на имя студента кредиты или использовать информацию о нем в других преступных схемах.
Защитить себя помогут прежде всего осторожность и внимательность. А еще существуют сервисы и услуги, которые позволяют вовремя вычислить и остановить мошенников. Большинство из них бесплатны и доступны каждому.
Будьте внимательны, когда вам звонят с незнакомого номера. Скорее всего, вас пытаются обмануть, если собеседник:
- просит предоставить личную или финансовую информацию;
- предлагает совершить платеж или перевести деньги с одного счета на другой;
- спрашивает пароль, пин-код, одноразовый код из СМС-сообщения или другую информацию для аутентификации;
- просит данные банковской карты или реквизиты, чтобы оформить «возврат» или «переплату»;
- предлагает установить программное обеспечение или дать доступ к защищенному аккаунту;
- угрожает немедленным арестом и судом;
- заявляет, что ваши счета были взломаны или вовлечены в мошенническую схему;
- рассказывает о легком способе заработать без особого риска и усилий;
- говорит, что кто-то из ваших близких в опасности и нужны деньги, чтобы ему помочь.
На фоне усиления защиты банковской системы, в том числе на законодательном уровне, мошенники уходят в офлайн: направляют курьеров и просят отдавать наличные деньги и ценные вещи. Злоумышленники готовы играть вдолгую, умело обрабатывая свою жертву по несколько дней, недель и даже месяцев, используя психологическое давление, в том числе заставляют втягивать в мошенническую схему родных и близких.
Это первое, что нужно сделать для своей защиты. Хотя многие предпочитают совсем не отвечать по незнакомым номерам, рискуя пропустить важный звонок.
Определитель есть у большинства сервисов и операторов — он предупреждает, когда вам звонят с сомнительного номера, и блокирует спам. Например, Сбер ведет собственную базу мошеннических номеров, которую обновляет ежедневно. В приложении банка можно включить и настроить определитель номера, который поможет блокировать звонки по телефону и в мессенджерах. А если обманщики все же дозвонятся до вас, сервис в режиме реального времени будет анализировать звонок и позволит быстро связаться с банком. Также в приложении есть возможность проверить по базе конкретный номер.
Распространен миф, что мошенникам достаточно записать, как вы отвечаете словом «да», чтобы потом с его помощью подтвердить перевод денег. Банковские операции так не работают, одного слова для перевода недостаточно.
Но мошенники действительно могут «украсть» ваш голос, чтобы обмануть знакомых и родственников: использовать нарезки из записанного разговора и украденные аудиозаписи. Но обмануть таким способом банки и государственные сервисы не получится.
Например, подключите уведомления об операциях по карте. Это стандартные услуги банков, которые позволяют сразу получать отчет обо всех действиях со счетом. Как только с него спишутся деньги, вам сразу придет сообщение.
Телефонное мошенничество — серьезная проблема. В мае 2024 года преступники установили рекорд: звонили россиянам 20 миллионов раз за день.
Мобильные операторы и банки, чтобы обезопасить клиентов, разрабатывают дополнительные меры защиты. Но подумать о них следует заранее — до того, как у вас украдут деньги. Изучите, что предлагает ваш банк, и выберите подходящие для себя услуги. Чаще всего они бесплатные. Изучите, какие дополнительные возможности открывает ваш банк.
Расскажите об опасности пожилым родственникам и детям. Объясните, какими методами чаще всего пользуются обманщики, какую информацию нельзя сообщать и как вести себя в ситуациях, когда незнакомец представляется сотрудником банка и госструктур.
Можно заранее придумать кодовое слово, с помощью которого родственник сможет проверить, действительно ли он разговаривает именно с вами. Или предупредить, что если вам понадобятся деньги, вы обязательно свяжетесь по видео — и никак иначе.
Существуют сервисы, которые позволяют контролировать сомнительные операции по картам родственников. Недавно Сбер перезапустил услугу «Близкие рядом», в нее входит бесплатный сервис «Проверка операций». В нем любой человек может назначить себе помощника — и банк будет отправлять ему уведомления о переводах, которые посчитает подозрительными. Помощник сможет подтверждать или отклонять операции, а до того, как он даст ответ, операция будет приостановлена. За это время можно будет связаться с близким и разобраться в ситуации.
Знай родственники об этих операциях по карте, они смогли бы распознать мошенничество. Причем банк приостанавливает именно сомнительные переводы: обычные транзакции, вроде покупки в магазине или оплаты коммунальных услуг, подтверждать не придется. Но если операции по карте все-таки нужно отслеживать постоянно, в сервисе есть услуга «Совместные уведомления». Может пригодиться, чтобы дополнительно обезопасить пожилых родственников.
Также можно открыть доверенному человеку доступ к своей кредитной истории. Сервисом Сбера «Мониторинг кредитной истории» уже пользуются примерно 400 тысяч человек: он позволяет получать информацию о займах и проверять, не пытается ли кто-то обмануть ваших близких.
Такие сервисы позволяют регулировать траты по картам детей. Например, поставить лимит списаний на день или месяц, запретить снимать в банкоматах наличные деньги или покупать что-то в интернете.
Обычно преступники через подростков пытаются добраться до счетов родителей, но также используют несовершеннолетних как дропперов — людей, через счет которых проводят украденные деньги. Другие жертвы переводят средства на их карты, а дропперы отправляют их мошенникам. Так сложнее отследить путь украденного.
Юноша был вовлечен в дропперскую деятельность, то есть незаконное отмывание и вывод украденных средств. Примерно половина всех дропперов в стране — молодые люди до 21 года, основная их часть — подростки 16-19 лет. Мошенники вовлекают подростков в дропперство обещанием легкого заработка. Как и в этом случае, за содействие обещают небольшое вознаграждение или процент. На самом деле эта схема разработана для выведения денег со счетов обманутых россиян. Молодежь также часто вовлекают в выведение похищенных денег через покупку игровой валюты в сообществах.
Если вас пытались обмануть по телефону, просили код карты или деньги, передайте информацию об этом в полицию и банк.
Сообщить о мошенниках можно и в банк — по телефону или в приложении. Например, на сайте Сбера нужно заполнить специальную форму: указать номер телефона, с которого вам звонили злоумышленники, дату разговора, о чем просили, кем представились и оставить контакты на случай, если сотрудникам потребуется что-то уточнить. То же самое можно сделать и в приложении СберБанк Онлайн.
Заполнение анкеты займет меньше минуты, зато вы поможете банку обновить базу мошенников и защитить от них других людей.